карта сайта

вернуться

ПРОГРАММА ПО математике 3 класс

(для четырехлетней начальной школы)

(136 часов – 4 часа в неделю)

 

ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ

для четырехлетней начальной школы

Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких

Пояснительная записка

В основе построения данного курса лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениямо целях школьного образования и уделяющая особое внимание личностиученика, его интересам и способностям. В основе отбора методов исредств обучения лежит деятельностный подход.Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такуюих подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики.

Цели обучения математике обусловлены общими целями образования, концепцией математического образования, статусом и ролью математики в науке, культуре и жизнедеятельности общества, ценностями математического образования, новыми образовательными идеями, среди которых важное место занимает развивающее обучение.

Основная цель обучения математике состоит в формировании всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системойматематических знаний и умений, идейно нравственных, культурныхи этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходеучебно воспитательного процесса и готовят ученика к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.

Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс математики призван решать следующие задачи:

– обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практическойдеятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолженияобразования;

– обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества

мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;

– сформировать умение учиться;

– сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;

– сформировать представление о математике как части общечело

веческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;

– сформировать устойчивый интерес к математике;

– выявить и развить математические и творческие способности.

В курсе математики выделяется несколько содержательных линий.

1. Числа и операции над ними. Понятие натурального числа является одним из центральных понятий начального курса математики.Формирование этого понятия осуществляется практически в течениевсех лет обучения. Раскрывается это понятие на конкретной основе врезультате практического оперирования конечными предметнымимножествами; в процессе счета предметов, в процессе измерения величин. В результате раскрываются три подхода к построению математической модели понятия «число»: количественное число, порядковоечисло, число как мера величины.В тесной связи с понятием числа формируется понятие о десятичной системе счисления. Раскрывается оно постепенно, в ходе изучениянумерации и арифметических операций над натуральными числами.При изучении нумерации деятельность учащихся направляется наосознание позиционного принципа десятичной системы счисления и насоотношение разрядных единиц.Важное место в начальном курсе математики занимает понятиеарифметической операции. Смысл каждой арифметической операциираскрывается на конкретной основе в процессе выполнения операцийнад группами предметов, вводится соответствующая символика и терминология. При изучении каждой операции рассматривается возможность ее обращения.Важное значение при изучении операций над числами имеет усвоение табличных случаев сложения и умножения. Чтобы обеспечитьпрочное овладение ими, необходимо, во первых, своевременно создать у детей установку на запоминание, во вторых, практически накаждом уроке организовать работу тренировочного характера. Задания, предлагаемые детям, должны отличаться разнообразием и включать в работу всех детей класса. Необходимо использовать приемы,формы работы, способствующие поддержанию интереса детей, а также различные средства обратной связи.

В предлагаемом курсе изучаются некоторые основные законы математики и их практические приложения:

– коммутативный закон сложения и умножения;

– ассоциативный закон сложения и умножения;

– дистрибутивный закон умножения относительно сложения.

Все эти законы изучаются в связи с арифметическими операциями,рассматриваются на конкретном материале и направлены, главнымобразом, на формирование вычислительных навыков учащихся, наумение применять рациональные приемы вычислений.

Следует отметить, что наиболее важное значение в курсе математики начальных классов имеют не только сами законы, но и их практические приложения. Главное – научить детей применять эти законыпри выполнении устных и письменных вычислений, в ходе решениязадач, выполнении измерений. Для усвоения устных вычислительныхприемов используются различные предметные и знаковые модели.В соответствии с требованиями стандарта, при изучении математики в начальных классах у детей необходимо сформировать прочныеосознанные вычислительные навыки, в некоторых случаях они должны быть доведены до автоматизма.Значение вычислительных навыков состоит не только в том, что безних учащиеся не в состоянии овладеть содержанием всех последующихразделов школьного курса математики. Без них они не в состоянии овладеть содержанием и таких учебных дисциплин, как, например, физика ихимия, в которых систематически используются различные вычисления.Наряду с устными приемами вычислений в программе большое значение уделяется обучению детей письменным приемам вычислений.При ознакомлении с письменными приемами важное значение придается алгоритмизации.

В программу курса введены понятия «целое» и «часть». Учащиесяусваивают разбиение на части множеств и величин, взаимосвязь между целым и частью. Это позволяет им осознать взаимосвязь между операциями сложения и вычитания, между компонентами и результатомдействия, что, в свою очередь, станет основой формирования вычислительных навыков, обучения решению текстовых задач и уравнений.Современный уровень развития науки и техники требует включения в обучение школьников знакомство с моделями и основами моделирования, а также формирования у них навыков алгоритмическогомышления. Без применения моделей и моделирования невозможно эффективное изучение исследуемых объектов в различных сферах человеческой деятельности, а правильное и четкое выполнение определенной последовательности действий требует от специалистов многихпрофессий владения навыками алгоритмического мышления. Разработка и использование станков автоматов, компьютеров, экспертныхсистем, долгосрочных прогнозов – вот неполный перечень применениязнаний основ моделирования и алгоритмизации. Поэтому формирование у младших школьников алгоритмического мышления, уменийпостроения простейших алгоритмов и моделей – одна из важнейшихзадач современной общеобразовательной школы.Обучение школьников умению «видеть» алгоритмы и осознаватьалгоритмическую сущность тех действий, которые они выполняют,начинается с простейших алгоритмов, доступных и понятных им (алгоритмы пользования бытовыми приборами, приготовления различных блюд, переход улицы и т.п.). В начальном курсе математики алгоритмы представлены в виде правил, последовательности действийи т.п. Например, при изучении арифметических операций над многозначными числами учащиеся пользуются правилами сложения,умножения, вычитания и деления многозначных чисел, при изучениидробей – правилами сравнения дробей и т.д. Программа позволяетобеспечить на всех этапах обучения высокую алгоритмическую подготовку учащихся.

2. Величины и их измерение. Величина также является одним изосновных понятий начального курса математики. В процессе изученияматематики у детей необходимо сформировать представление о каждой из изучаемых величин (длина, масса, время, площадь, объем и др.)как о некотором свойстве предметов и явлений окружающей нас жизни, а также умение выполнять измерение величин.Формирование представления о каждой из включенных в программу величин и способах ее измерения имеет свои особенности. Однакоможно выделить общие положения, общие этапы, которые имеют место при изучении каждой из величин в начальных классах:

1) выясняются и уточняются представления детей о данной величине (жизненный опыт ребенка);

2) проводится сравнение однородных величин (визуально, с по

мощью ощущений, непосредственным сравнением с использованиемразличных условных мерок и без них);

3) проводится знакомство с единицей измерения данной величины ис измерительным прибором;

4) формируются измерительные умения и навыки;

5) выполняется сложение и вычитание значений однородных величин,выраженных в единицах одного наименования (в ходе решения задач);

6) проводится знакомство с новыми единицами измерения величины;

7) выполняется сложение и вычитание значений величины, выраженных в единицах двух наименований;

8) выполняется умножение и деление величины на отвлеченное число.

При изучении величин имеются особенности и в организации деятельности учащихся.Важное место занимают средства наглядности как демонстрационные, так и индивидуальные, сочетание различных форм обучения науроке (коллективных, групповых и индивидуальных).Немаловажное значение имеют удачно выбранные методы обучения, среди которых группа практических методов и практических работ занимает особое место. Широкие возможности создаются здесь идля использования проблемных ситуаций.В ходе формирования у учащихся представления о величинах создаются возможности для пропедевтики понятия функциональной зависимости. Основной упор при формировании представления о функциональной зависимости делается на раскрытие закономерностей того,как изменение одной величины влияет на изменение другой, связаннойс ней величины. Эта взаимосвязь может быть представлена в различных видах: рисунком, графиком, схемой, таблицей, диаграммой, формулой, правилом.

3. Текстовые задачи. В начальном курсе математики особое местоотводится простым (опорным) задачам. Умение решать такие задачи –фундамент, на котором строится работа с более сложными задачами.В ходе решения опорных задач учащиеся усваивают смысл арифметических действий, связь между компонентами и результатамидействий, зависимость между величинами и другие вопросы.

Работа с текстовыми задачами является очень важным и вместе стем весьма трудным для детей разделом математического образования. Процесс решения задачи является многоэтапным: он включает всебя перевод словесного текста на язык математики (построение математической модели), математическое решение, а затем анализ полученных результатов. Работе с текстовыми задачами следует уделитьдостаточно много времени, обращая внимание детей на поиск и сравнение различных способов решения задачи, построение математическихмоделей, грамотность изложения собственных рассуждений при решении задач.

Учащихся следует знакомить с различными методами решениятекстовых задач: арифметическим, алгебраическим, геометрическим,логическим и практическим; с различными видами математическихмоделей, лежащих в основе каждого метода; а также с различными способами решения в рамках выбранного метода.

Решение текстовых задач дает богатый материал для развития и воспитания учащихся.Краткие записи условий текстовых задач – примеры моделей, используемых в начальном курсе математики. Метод математическогомоделирования позволяет научить школьников: а) анализу (на этапевосприятия задачи и выбора пути реализации решения); б) установлению взаимосвязей между объектами задачи, построению наиболеецелесообразной схемы решения; в) интерпретации полученногорешения для исходной задачи; г) составлению задач по готовым моделям и др.

4. Элементы геометрии. Изучение геометрического материала служит двум основным целям: формированию у учащихся пространственных представлений и ознакомлению с геометрическими величинами(длиной, площадью, объемом).Наряду с этим одной из важных целей работы с геометрическим материалом является использование его в качестве одного из средствнаглядности при рассмотрении некоторых арифметических фактов.Кроме этого, предполагается установление связи между арифметикойи геометрией на начальном этапе обучения математике для расширения сферы применения приобретенных детьми арифметических знаний, умений и навыков.Геометрический материал изучается в течение всех лет обучения в

начальных классах, начиная с первых уроков.В изучении геометрического материала просматриваются два направления:

1) формирование представлений о геометрических фигурах;

2) формирование некоторых практических умений, связанных спостроением геометрических фигур и измерениями.

Геометрический материал распределен по годам обучения и по урокам так, что при изучении он включается отдельными частями, которыеопределены программой и соответствующим учебником.Преимущественно уроки математики следует строить так, чтобыглавную часть их составлял арифметический материал, а геометрический материал входил бы составной частью. Это создает большие возможности для осуществления связи геометрических и других знаний, а также позволяет вносить определенное разнообразие в учебную деятельность на уроках математики, что очень важно для детей этого возраста, а кроме того, содействует повышению эффективности обучения.Программа предусматривает формирование у школьников представлений о различных геометрических фигурах и их свойствах: точке,линиях (кривой, прямой, ломаной), отрезке, многоугольниках различных видов и их элементах, окружности, круге и др.Учитель должен стремиться к усвоению детьми названий изучаемых геометрических фигур и их основных свойств, а также сформировать умение выполнять их построение на клетчатой бумаге.Отмечая особенности изучения геометрических фигур, следует обратить внимание на то обстоятельство, что свойства всех изучаемых фигур выявляются экспериментальным путем в ходе выполнения соответствующих упражнений.Важную роль при этом играет выбор методов обучения. Значительное место при изучении геометрических фигур и их свойств должна занимать группа практических методов, и особенно практические работы. Систематически должны проводиться такие виды работ, как изготовление геометрических фигур из бумаги, палочек, пластилина, их вырезание, моделирование и др. При этом важно учить детей различать существенные и несущественные признаки фигур. Большое внимание при этом следует уделить использованию приема сопоставления и противопоставления геометрических фигур.

Предложенные в учебнике упражнения, в ходе выполнения которых происходит формирование представлений о геометрических фигурах, можно охарактеризовать как задания:

в которых геометрические фигуры используются как объекты дляпересчитывания;

· на классификацию фигур;

· на выявление геометрической формы реальных объектов или их частей;

· на построение геометрических фигур;

· на разбиение фигуры на части и составление ее из других фигур;

· на формирование умения читать геометрические чертежи;

вычислительного характера (сумма длин сторон многоугольника и др.)

Знакомству с геометрическими фигурами и их свойствами способствуют и простейшие задачи на построение. В ходе их выполнения необходимо учить детей пользоваться чертежными инструментами,формировать у них чертежные навыки. Здесь надо предъявлять к учащимся требования не меньшие, чем при формировании навыков письма и счета.

5. Элементы алгебры. В курсе математики для начальных классов формируются некоторые понятия, связанные с алгеброй. Это понятия выражения, равенства, неравенства (числового и буквенного уравнения) и формулы. Суть этих понятий раскрывается на конкретной основе, изучение их увязывается с изучением арифметического материала.У учащихся формируются умения правильно пользоваться математической терминологией и символикой.

6. Элементы стохастики. Наша жизнь состоит из явлений стохастического характера. Поэтому современному человеку необходимо иметьпредставление об основных методах анализа данных и вероятностных закономерностях, играющих важную роль в науке, технике и экономике. В этой связи элементы комбинаторики, теории вероятностей и математической статистики входят в школьный курс математики в виде одной из сквозных содержательно методических линий, которая дает возможность накопить определенный запас представлений о статистическом характере окружающих явлений и об их свойствах.В начальной школе стохастика представлена в виде элементов комбинаторики, теории графов, наглядной и описательной статистики, начальных понятий теории вероятностей. С их изучением тесно связано формирование у младших школьников отдельных комбинаторных способностей, вероятностных понятий («чаще», «реже», «невозможно»,«возможно» и др.), начал статистической культуры.Базу для решения вероятностных задач создают комбинаторные задачи. Использование комбинаторных задач позволяет расширить знания детей о задаче, познакомить их с новым способом решения задач;формирует умение принимать решения, оптимальные в данном случае; развивает элементы творческой деятельности.Комбинаторные задачи, предлагаемые в начальных классах, как правило, носят практическую направленность и основаны на реальномсюжете. Это вызвано в первую очередь психологическими особенностями младших школьников, их слабыми способностями к абстрактному мышлению. В этой связи система упражнений строится таким образом, чтобы обеспечить постепенный переход от манипуляции с предметами к действиям в уме.

Такое содержание учебного материала способствует развитию внутрипредметных и межпредметных связей (в частности, математики и естествознания), позволяет осуществлять прикладную направленность курса, раскрывает роль современной математики в познании окружающей действительности, формирует мировоззрение. Человеку, не понявшему вероятностных идей в раннем детстве, в более позднем возрасте они даются нелегко, так как многое в теории вероятностей кажется противоречащим жизненному опыту, а с возрастом опыт набирается и приобретает статус безусловности. Поэтому очень важно формировать стохастическую культуру, развивать вероятностную интуицию и комбинаторные способности детей в раннем возрасте.

7. Нестандартные и занимательные задачи. В настоящее времяодной из тенденций улучшения качества образования становитсяориентация на развитие творческого потенциала личности ученика на всех этапах обучения в школе, на развитие его творческого мышления, на умение использовать эвристические методы в процессеоткрытия нового и поиска выхода из различных нестандартных ситуаций и положений.Математика – это орудие для размышления, в ее арсенале имеется большое количество задач, которые на протяжении тысячелетий способствовали формированию мышления людей, умению решать нестандартные задачи, с честью выходить из затруднительных положений.К тому же воспитание интереса младших школьников к математике,развитие их математических способностей невозможно без использования в учебном процессе задач на сообразительность, задач шуток, математических фокусов, числовых головоломок, арифметических ребусов и лабиринтов, дидактических игр, стихов, задач сказок, загадок и т.п.Начиная с первого класса, при решении такого рода задач, как и других, предлагаемых в курсе математики, школьников необходимоучить применять теоретические сведения для обоснования рассуждений в ходе их решения; правильно проводить логические рассуждения;формулировать утверждение, обратное данному; проводить несложные классификации, приводить примеры и контрпримеры.В основу построения программы положен принцип построения содержания предмета «по спирали». Многие математические понятия и методы не могут быть восприняты учащимися сразу. Необходим долгий и трудный путь к их осознанному пониманию. Процесс формирования математических понятий должен проходить в своем развитии несколько ступеней, стадий, уровней.Сложность содержания материала, недостаточная подготовленность учащихся к его осмыслению приводят к необходимости растягивания процесса его изучения во времени и отказа от линейного пути его изучения.Построение содержания предмета «по спирали» позволяет к концу обучения в школе постепенно перейти от наглядного к формально ло гическому изложению, от наблюдений и экспериментов – к точным формулировкам и доказательствам.Материал излагается так, что при дальнейшем изучении происходит,развитие имеющихся знаний учащегося, их перевод на более высокий уровень усвоения, но не происходит отрицания того, что учащийся знает.

Содержание программы

3 й класс

(4 ч в неделю, всего – 136 ч)

Числа и операции над ними.

Числа от 1 до 1000.

Сотня. Счет сотнями. Тысяча. Трехзначные числа. Разряд сотен, десятков, единиц. Разрядные слагаемые. Чтение и запись трехзначных чисел. Последовательность чисел. Сравнение чисел.

Дробные числа.

Доли. Сравнение долей, нахождение доли числа. Нахождение числапо доле.

Сложение и вычитание чисел.

Операции сложения и вычитания над числами в пределах 1000. Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям впределах 100. Письменные приемы сложения и вычитания трехзначных чисел.

Умножение и деление чисел в пределах 100.Операции умножения и деления над числами в пределах 100.Распределительное свойство умножения и деления относительносуммы (умножение и деление суммы на число). Сочетательное свойство умножения. Использование свойств умножения и деления для рационализации вычислений. Внетабличное умножение и деление.Деление с остатком. Проверка деления с остатком. Изменение результатов умножения и деления в зависимости от изменения компонент. Операции умножения и деления над числами в пределах 1000. Устное умножение и деление чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 100. Письменные приемы умножения трехзначного числа на однозначное. Запись умножения «в столбик». Письменные приемы деления трехзначных чисел на однозначное. Запись деления «уголком».

Величины и их измерение.

Объем. Единицы объема: 1 см 3 , 1 дм 3 , 1 м 3 . Соотношения между единицами измерения объема. Формулы объема прямоугольного параллелепипеда (куба).

Время. Единицы измерения времени: секунда, минута, час, сутки,неделя, месяц, год. Соотношения между единицами измерения времени. Календарь.

Длина. Единицы длины: 1 мм, 1 км. Соотношения между единицамиизмерения длины.

Масса. Единица измерения массы: центнер. Соотношения между единицами измерения массы.Скорость, расстояние. Зависимость между величинами: скорость,время, расстояние.

Текстовые задачи.

Решение простых и составных текстовых задач.Пропедевтика функциональной зависимости при решении задач спропорциональными величинами. Решение простых задач на движение. Моделирование задач.Задачи с альтернативным условием.

Элементы геометрии.

Куб, прямоугольный параллелепипед. Их элементы. Отпечатки объемных фигур на плоскости.Виды треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный; равносторонний, равнобедренный, разносторонний.Изменение положения плоских фигур на плоскости.

Элементы алгебры.

Выражения с двумя переменными. Нахождение значений выражений вида а ± b; а · b; а : b .

Неравенства с одной переменной. Решение подбором неравенств содной переменной вида: а ± х < b; а ± х > b .

Решение уравнений вида: х ± а = с ± b; а – х = с ± b; х ± a = с · b;

а – х = с : b; х : а = с±b; а · х = с±b; а : х = с · b и т.д.

Прямая пропорциональность. Обратная пропорциональность.Использование уравнений при решении текстовых задач.

Элементы стохастики.

Решение комбинаторных задач с помощью таблиц и графов. Упорядоченный перебор вариантов. Дерево выбора.Случайные эксперименты. Запись результатов случайного эксперимента. Понятие о частоте события в серии одинаковых случайных экспериментов.Понятия «чаще», «реже», «невозможно», «возможно», «случайно».Первоначальное представление о сборе и обработке статистическойинформации.

Чтение информации, заданной с помощью линейных и столбчатыхдиаграмм, таблиц, графов. Построение простейших линейных диаграмм по содержащейся в таблице информации.

* Круговые диаграммы.

Занимательные и нестандартные задачи.

Уникурсальные кривые.

Логические задачи. Решение логических задач с помощью таблиц играфов.Множество, элемент множества, подмножество, пересечение множеств, объединение множеств, высказывания с кванторами общностии существования.Затруднительные положения: задачи на переправы, переливания,взвешивания.

* Задачи на принцип Дирихле.

Итоговое повторение

Требования к результатам обучения учащихся

к концу 3 го класса

1 й уровень (уровень стандарта)

Учащиеся должны знать:

– названия и последовательность чисел в пределах 1000 (с какогочисла начинается натуральный ряд чисел, как образуется каждое следующее число в этом ряду);

– как образуется каждая следующая счетная единица;

– единицы измерения длины (мм, см, дм, м, км), объема (литр, см 3 ,

дм 3 , м 3 ), массы (кг, центнер), площади (см 2 , дм 2 , м 2 ), времени (секунда,минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век) и соотношение между единицами измерения каждой из величин;

– формулы площади и периметра прямоугольника (квадрата);

Учащиеся должны уметь:

– пользоваться изученной математической терминологией;

– читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000;

– представлять любое трехзначное число в виде суммы разрядныхслагаемых;

– выполнять устно умножение и деление чисел в пределах 100(в том числе и деление с остатком);

– выполнять умножение и деление с 0; 1; 10; 100;

– выполнять устное сложение, вычитание, умножение и делениетрехзначных чисел, сводимые к вычислениям в пределах 100, и письменное сложение, вычитание, умножение и деление чисел в остальныхслучаях;

– выполнять проверку вычислений;

– использовать распределительное свойство умножения и деления

относительно суммы (умножение и деление суммы на число), сочетательное свойство умножения для рационализации вычислений;

– читать числовые и буквенные выражения, содержащие не более

двух действий с использованием названий компоненты;

– решать задачи в 1–2 действия на все арифметические действияарифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);

– находить значения выражений в 2–4 действия;

– вычислять площадь и периметр прямоугольника (квадрата) с помощью соответствующих формул;

– решать уравнения вида а ± х = b; а · х = b; а : х = b на основе зависимости между компонентами и результатами действий;

– строить на клетчатой бумаге прямоугольник и квадрат по заданным длинам сторон;

– сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в изученных единицах измерения;

– определять время по часам с точностью до минуты;

– сравнивать и упорядочивать объекты по разным признакам: длине,массе, объему;

– устанавливать зависимость между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость), купли –продажи (количество товара, его цена и стоимость).

2 й уровень (уровень программы)

Учащиеся должны знать:

– формулу объема прямоугольного параллелепипеда (куба);

– формулу пути;

– количество, названия и последовательность дней недели, месяцев в году.

Учащиеся должны уметь:

– находить долю от числа, число по доле;

– решать задачи в 2–3 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);

– находить значения выражений вида а ± b; а · b; а : b при заданных значениях переменных;

– решать способом подбора неравенства с одной переменной вида:

а ± х < b; а · х > b .

– решать уравнения вида: х ± а = с ± b; а – х = с ± b; х ± a = с · b;

а – х = с : b; х : а = с ± b на основе взаимосвязей между компонентами

и результатами действий;

– использовать заданные уравнения при решении текстовых задач;

– вычислять объем параллелепипеда (куба);

– вычислять площадь и периметр составленных из прямоугольни

ков фигур;

– выделять из множества треугольников прямоугольный и тупоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольник;

– строить окружность по заданному радиусу;

– выделять из множества геометрических фигур плоские и объемные фигуры;

– узнавать и называть объемные фигуры: параллелепипед, шар,конус, пирамиду, цилиндр;

– выделять из множества параллелепипедов куб;

– решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие четыре арифметических действия (сложение, вычитание, умножение, деление);

– устанавливать принадлежность или непринадлежность множеству данных элементов;

– различать истинные и ложные высказывания с кванторами общности и существования;

– читать информацию, заданную с помощью столбчатых, линейныхдиаграмм, таблиц, графов;

– строить несложные линейные и столбчатые диаграммы по заданной в таблице информации;

– решать удобным для себя способом (в том числе и с помощью таблиц и графов) комбинаторные задачи: на перестановку из трех элементов, правило произведения, установление числа пар на множестве из3–5 элементов;

– решать удобным для себя способом (в том числе и с помощьютаблиц и графов) логические задачи, содержащие не более трех высказываний;

– выписывать множество всевозможных результатов (исходов)простейших случайных экспериментов;

– правильно употреблять термины «чаще», «реже», «случайно»,«возможно», «невозможно»;

– составлять алгоритмы решения простейших задач на переливания;

– составлять алгоритм поиска одной фальшивой монеты на чашечных весах без гирь (при количестве монет не более девяти);

– устанавливать, является ли данная кривая уникурсальной, иобводить ее.

ТАБЛИЦА ТРЕБОВАНИЙ

к умениям учащихся по математике

(программный минимум)

(1–4 й классы)

 

 

 

3 й

класс

 

· читать, записы

вать и сравнивать

числа в пределах

1000;

· складывать, вычи

тать, умножать и

делить числа в пре

делах 1000;

· находить значение

выражений в 2–4

действия;

· сравнивать имено

ванные числа и вы

полнять 4 арифме

тических действия с

ними

· читать и записы

вать именованные

числа (длина, пло

щадь, масса, объем);

· читать информа

цию, заданную с по

мощью столбчатых и

линейных диаграмм,

таблиц, графов;

· переносить инфор

мацию из таблицы в

линейные и столбча

тые диаграммы;

· находить значение

выражений с пере

менной изученных

видов;

· правильно упо

треблять термины

чаще, реже, воз

можно, невозмож

но, случайно;

· определять время

по часам (до минуты);

· сравнивать и упоря

дочивать объекты по

разным признакам

(длина, масса, объем)

· решать задачи в

2–3 действия;

· решать уравнения

изученных видов;

· решать комбина

торные задачи (изу

ченных видов);

· решать логические

задачи изученных

видов;

· устанавливать за

висим. между клас

сами величин, опи

сывающих движение

и куплю продажу;

· решать неравен

ства (способом под

бора);

· устанавливать при

надлежность или

непринадлежность

множеству данных

объектов;

· различать истин

ные и ложные вы

сказывания

· вычислять пери

метр, площадь и объ

емы фигур с помощью

изученных формул;

· узнавать и назы

вать объемные и

плоские фигуры;

· различать виды тре

угольников;

· строить окружность

по заданному радиу

су;

· строить на бумаге в

клетку прямоуголь

ник и квадрат по за

данным сторонам

 

 

 

 

 

 

Другие публикации по теме статьи:

- Программа по русскому языку 2 класс ( Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева )

- Программа по математике 2 класс (Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких)

- Программа по Окружающему миру 2 класс (А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов,А.С. Раутиан, С.В. Тырин)

- Программа по чтению и начальному литературному образованию 2 класс ( Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева)

Рекомендую посмотреть:

- Конспекты уроков, презентации к урокам.

- Календарно-тематическое планирование по предметам

- Внеклассные мероприятия

 

вернуться

карта сайта

Рейтинг@Mail.ru