карта сайта

вернуться

на главную

Конспект урока - путешествия по русскому языку

Предмет: Русский язык

Класс: 4

Программа: «Школа 2100»

Авторы учебника: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина.

Тема урока: Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с –тся, -ться

Цели урока: - познакомить детей с возвратной формой глагола, с правописанием –тся и –ться;

- повторить изученное о глаголе;

- развивать орфографическую зоркость и речь учащихся;

- развивать логическое мышление (анализ, синтез, обобщение).

Задачи:

Образовательные:

- совершенствовать умение определять глагол как часть речи;

- актуализировать знания учащихся о глаголе как часть речи (грамматические признаки глагола: число, род, время);

Развивающие:

- развивать орфографическую зоркость, мыслительную деятельность;

- продолжать направлять на постановку собственных целей, рефлексию, на диалогическую речь во время урока.

Воспитательные:

- создать условия для формирования коммуникативной компетентности: умение организовывать и поддерживать диалог, способность слушать;

- социальной компетентности: взаимное сотрудничество;

- воспитывать духовно-нравственные качества;

Ход урока:

•  Орг. Момент. Начать урок я предлагаю вам необычно…с нашей любимой песни «Море».

СЛАЙД. Почему такое начало урока?(предположения детей)

Отправляемся в путешествие. В пути заполняем бортовой журнал.(у каждого ученика технологическая карта урока, этапы которой выполняются последовательно)

•  СЛАЙД Минутка чистописания. (Обращается внимание учащихся на правильную посадку, положение тетради.) Проверим готовность корабля к путешествию. Учащимся предлагается прописать буквосочетания:

Сп вр ли ро чи возвр.ф

Попробуйте расшифровать запись. Какие признаки глагола спрятаны? СЛАЙД (спряжение, время, род, число, лицо)

•  Повторение знаний о глаголе.

- Аукцион знаний по теме глагол(выбираем капитана нашего корабля)

•  Наблюдение и постановка проблемы.

1. Вернемся к буквосочетаниям. Что может обозначать ВОЗВР.Ф ? (предположения детей) – это возвратная форма глагола.

2. - Как вы думаете, почему это форма глагола получила такое название?

3. СЛАЙД Прием «Корзина идей»

4. Прочитаем строки, которые являются девизом не только моряков, но и , я надеюсь, всех детей J . Вспомните автора этих строк, из какого они произведения?

Ученики выполняют второй шаг из бортового журнала .

(Прочитай. На какие группы можно разделит все глаголы? Вставь пропущенные буквы. Спиши 1 столбик.)

Давайте же мыт…ся, плескат…ся,

Купат…ся, нырят…, кувыркат...ся

В ушате, в к...рыте, в лохан...,

В реке, в ручейке, в ок...ане, -

И в ванне, и в бане,

Всегда и везде -

Вечная слава воде!

Задание обсуждается и выполняется постепенно:

- На какие группы можно разделить?

- Что заметили?

- Какой вопрос возникает?( Почему некоторые вопросы оканчиваются на – ся, а некоторые – нет, что это обозначает?...)

Постановка целей урока.

•  Решение проблемы.

СЛАЙД

Сравните слова по смыслу и по составу. ( 3 шаг в журнале)

Что заметили?

- На кого направлено действие , которое обозначают глаголы с – ся?

- Какой вывод можно сделать? Почему такие глаголы называются возвратными?

- Сравним выводы с выводом в учебнике.

- какой частью слова является – Ся?

Послушайте маленькую историю про этот интересный и необычный суффикс:

Жил был суффикс СЯ. Целыми днями он только и делал, что умывалСЯ, причесывалСЯ, УлыбалСЯ себе в зеркало да хвалилСЯ перед другими. Однажды он так загордился, что посчитал себя в слове самым гланым и…встал перед приставкой. Вот что из этого получилось: Сяумывал, СЯпричесывал, Сяулыбал, Сяхвастал. Это очень не понравилось корню, и он переместил суффикс СЯ в самый конец слова. За окончание. Стоит теперь суффикс СЯ в слове самым последним, и только в мечтах может вернуться и встать впереди корня. Поэтому его и прозвали ВОЗВРАТНЫМ суффиксом. Вот такая история.

Хочется еще сказать, что раньше, до того, как стать суффиксом, - ся был самостоятельным словом- местоимением и писался отдельно. Обозначал «Себя», «Сам».

•  Постановка проблемного вопроса.

Предлагаю вам вернуться ко второму шагу в нашем журнале.

- Давайте вставим пропущенные буквы.

- Какую ошибку можно совершить при написании слов с суффиксом – ся?

- Как избежать этой ошибки?

- Составление алгоритма(по группам)( 4 шаг в журнале)

- обсуждение.

•  Первичное закрепление

•  Игра «Передай другому»

Каждому ряду дается листок с глаголами на тся и ться( с пропусками). Нужно вставить пропущенные буквы и передать лист с заданием следующему ученику. Ряд, который справился с заданием быстрее и правильнее объявляется победителем..

Отказыва...ся

Дра...ся

Отправляю…ся

Удивляе...ся

Хоче...ся

Поправляе...ся

Дожидае…ся

Задума…ся

Поправля…ся

•  Самостоятельная работа. Д.м №159.

•  Рефлексия. СЛАЙД

Наше путешествие подошло к концу.

- Что нового узнали на уроке?

- Что было интересно?

- Что было сложным?

- За что можете себя похвалить?

- Составление синквейна.

•  Д.з. Правила выучить, №160 д.м.

 

Бортовой журнал для каждого ученика здесь...

Презентацию можно скачать здесь...

 

карта сайта

вернуться

на главную

 

Другие публикации :

- Контрольные работы по математике

- Контрольные работы по русскому языку за I четверть

- Контрольные работы по русскому языку за III четверть

- Контрольные работы по русскому языку за IV четверть

- Тренажеры, обучающие игры, тесты.

- Шпаргалки для родителей и ребят

- Разработки уроков и презентации к урокам

- В помощь учителю

Рекомендую посмотреть:

- Игры и забавы

- Увлекательные опыты

- Внеклассные мероприятия

- Чудеса своими руками

- Полезные ссылки

- Архив статей

Рейтинг@Mail.ru