карта сайта

вернуться

на главную

Конспект урока русского языка в 4 классе

Урок : Русский Язык

Класс: 4

Учитель : Ермолина О.В

Тема: Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью.

 

Тип урока: Введение нового знания

Место в учебном плане

Первый урок по данной теме.

Цель: Познакомить ребят с прямой речью, схематическим её изображением и с расстановкой знаков препинания в этих предложениях.

 

Задачи

- Формировать умения выделять из текста предложения с прямой речью,

- обучать ребят коллективной работе,

- развивать речь учащихся, образное мышление, логические операции (такие как сравнение, обобщение, конкретизация,

- Воспитывать взаимовыручку, взаимоподдержку.

 

Ход урока:

•  Организационный момент

•  Слайд 1.

Сегодня на уроке нашим помощником будет веселый мальчишка, а кто он – вы узнаете, когда услышите его песню(Бу-ра-ти-но)

Споем песню Вместе с ним:

•  Минутка чистописания(на кальке) Ученики, пока играет песня, прописывают слова через кальку каллиграфически правильным почерком.

•  Создание проблемной ситуации:

Кто помнит, в какую передрягу попал наш друг? (отправился в школу, но не дошел, а вместо этого, купил билет в театр. Так начались его приключения)

- А сколько стоил билет в театр?

- Где взял деньги на билет Буратино?(продал Азбуку)

Ребята, запишите предложение: Буратино сказал: «Скажите, пожалуйста, сколько стоит билет?»

- Кто смог записать это предложение без проблем?

- кто затруднился?

- Что в этом предложении небоычного?

Предположения детей(предложение как будто состоит из 2 частей или разных предложений…)

Проводится анализ предложения:

- Что мы слышим?(2 предложения или 2 части)

Слайд 3

1 часть: Буратино сказал,

2 часть : слова, которые сказал Буратино.

Но ведь я попросила вас записать 1 предложение! Что вы можете про него сказать?

(оно необычное: не похоже ни на простое предложение, ни на сложное)

Нам предстоит с вами узнать, как называются такие предложения.

Проведем исследование:

- Как можно назвать Буратино?(предположения ребят: герой, тот, кто говорит,… Учитель подводит ребят к понятию автор )

Слайд 4

- А как мы можем назвать слова, которые он говорит?(предположения ребят. Учитель подводит их к понятию речь )

- А как бы вы назвали предложение, где есть автор и его речь? (предположения ребят)

4. Подведение к теме урока. Постановка целей.

Слайд 5

Учащиеся формулируют тему урока, цель и задачи.(- Что нам предстоит узнать?

- Чему должны научиться?...)

•  Постановка проблемы

Наша тема звучит так: Предложение с прямой речью.

- А почему же речь мы называем прямой? (предположение ребят)

Делаем совместный вывод: Прямая речь – это передача чужой речи дословно, без изменений.

- Давайте проверим себя, посмотрим, что про это говорят наши словари (работа в группах со словарями).

Каждая группа зачитывает определение прямой речи из различных словарей.

Слайд 6

- Наши объяснения оказались верными? Мы молодцы!

Как же на письме отделять слова автора от прямой речи? (в скобки, в кавычки…) Часто, читая произведения, мы встречаем предложения с прямой речью. Как же такие предложения оформляются на письме? (есть : и « «)

- Где бы вы поставили : ?

- Что бы взяли в кавычки?

А сейчас каждой группе предстоит придумать схему предложения с прямой речью

( работа в группах)

- Защита , анализ работ

Выбирается самая доступная и понятна схема:

Слайд 7

- Для чего мы ставит двоеточие?

- Что мы заключаем в кавычки?

- С какой буквы пишется прямая речь?

Учитель еще раз обращает внимание учеников на необычность предложений с прямой речью: Это предложение начинается с заглавной буквы, и прямая речь тоже начинается с заглавной буквы.

- Давайте сверим свои открытия и выводы с учебником(стр. 74) Чтение правила

- Что же такое прямая речь?

Как оформляется на письме?

- Давайте теперь запишем то предложение, которое в самом начале урока вызвало у нас затруднение: Буратино сказал: «Скажите, пожалуйста, сколько стоит билет?»

* один ученик работает у доски, объясняя написание предложения.

- В этом предложении есть «волшебное» слово. Нашли его? ПОЖАЛУЙСТА

Это словарное слово.

- Подчеркните опасные места.

А еще это необычное слово : оно любит окружать себя запятыми.

- Какой знак препинания вы поставили в конце предложения?

- Почему ? Вы поставили перед кавычками (потому что прямая речь была с вопросительной интонацией)

- К как вы запишете предложение с Восклицательным знаком?

- Почему точка выносится за кавычки?

*Составление опорных схем

Слайд 8

•  Первичное закрепление

Упражнение 85 выполняется по заданию.

Дополнительно:

- разбить на слоги и для переноса слово КОРИДОР

- Выделить в словах уменьшительно – ласкательный суффикс

•  Итог урока

- С какой темой мы сегодня познакомились?

- Решили ли мы те задачи, которые ставили перед собой в самом начале урока?

- что было особенно сложно?

- что было особенно интересно?

- За что можете себя похвалить?

Составление синквейна

Слайд 9

*Зачитываем несколько вариантов

Домашнее задание слайд 10

Презентацию можно скачать здесь...

 

карта сайта

вернуться

на главную

 

Другие публикации :

- Контрольные работы по математике

- Контрольные работы по русскому языку за I четверть

- Контрольные работы по русскому языку за III четверть

- Контрольные работы по русскому языку за IV четверть

- Тренажеры, обучающие игры, тесты.

- Шпаргалки для родителей и ребят

- Разработки уроков и презентации к урокам

- В помощь учителю

Рекомендую посмотреть:

- Игры и забавы

- Увлекательные опыты

- Внеклассные мероприятия

- Чудеса своими руками

- Полезные ссылки

- Архив статей

Рейтинг@Mail.ru